Конкурс на Досуге - 269. Задание

Маллар Ме
Друзья, и снова пятница, открываем очередной конкурс На досуге!
 
 На этот раз нам предстоит задуматься над очень близкой темой каждому поэту. О чём обычно мы пишем в своих лирических произведениях? Конечно, в них не всегда отражается наши собственные чувства и истории, и некоторые даже сразу оговаривают, чтобы не относили написанное к автору. И всё же... в каждом поэтическом произведении отражается мир самого автора. И каков он зависит от его собственного отношения к ... своему прошлому. И если поэзия - это наслаждение для самого поэта, то мы счастливые люди, потому что живём гораздо дольше других! И вот вам доказательство...

   Объявляется тема 269-го конкурса на досуге:
 
                Hoc est vivere bis, vita posse priore frui

     УМЕТЬ НАСЛАЖДАТЬСЯ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНЬЮ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ ДВАЖДЫ
        _________________________________________

 Источник крылатого выражения:
         Марциал, "Эпиграммы", X, 23,8-11:

N;lla rec;rdant; lux ;st ingr;ta grav;sque:
N;lla fu;t, cuj;s non memin;sse vel;t
;mpliat ;etat;s spati;m sibi v;r bonus: h;c est
V;vere bis, vit; p;sse pri;re fru;.

В памяти нет у него неприятных и тяжких мгновений,
Не было дня, о каком вспомнить бы он не хотел.
Так долготу бытия он, достойнейший муж, умножает:
Дважды живешь, если ты жизнью былою живешь.
                (Перевод Ф. Петровского)

Приведём ещё некоторые созвучные высказывания:

 - Тот, кто умеет наслаждаться жизнью — не бедствует, а тот, кто умеет не обременять себя заботами — не богатеет. /Ян Чжу/

 - Жить только для себя не значит жить. /Менандр/

 - Дольше живет своих лет, кто добру посвятил свои годы. Вспомнить хорошую жизнь — значит ведь дважды прожить.  /Марциал/

  Кажется, последний перевод Марциала относится к той же самой цитате. А значит, речь идёт о добрых поступках, которые человек совершил когда-то. Вспоминая их, ему не о чем сожалеть и расстраиваться. Жизнь, значит, прожита не зря. Воспоминания доставляют наслаждение, и человек, возвращаясь к ним переживает их дважды, а может быть, и больше! И наоборот, представьте насколько укорачивает человек жизнь, если он пытается вырезать из памяти моменты и периоды, о которых не хочется вспоминать. Он как будто и не жил в то время... Интересная тема - не так ли?

         ***
                /Федор Тютчев/

Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу…
С тоскою мыслю о былом
И слов, в унынии моем,
Не нахожу.

Былое — было ли когда?
Что ныне — будет ли всегда?.
Оно пройдет-
Пройдет оно, как все прошло,
И канет в темное жерло-
За годом год.

За годом год, за веком век…
Что ж негодует человек,
Сей злак земной!..
Он быстро, быстро вянет — так,
Но с новым летом — новый злак
И лист иной.

И снова будет все, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож…
Но ты, мой бедный, бледный цвет,
Тебе уж возрожденья нет,
Не расцветешь…

Ты сорван был моей рукой,
С каким блаженством и тоской-
То знает бог?
Останься ж на груди моей,
Пока любви не замер в ней
Последний вздох…
                1836

        ***
                /Вероника Тушнова/
 
Я давно спросить тебя хотела:
разве ты совсем уже забыл,
как любил мои глаза и тело,
сердце и слова мои любил…

Я тогда была твоей отрадой,
а теперь душа твоя пуста.
Так однажды с бронзового сада
облетает поутру листва.

Так снежинки-звездчатое чудо-
тонким паром улетают ввысь.
Я ищу, ищу тебя повсюду,
где же ты? откликнись, отзовись.

Как мне горько, странно, одиноко,
в темноту протянута рука.
Между нами пролегла широко
жизни многоводная река.

Но сильна надежда в человеке,
я ищу твой равнодушный взгляд.
Все таки мне верится, что реки
могут поворачивать назад.
                1945

           ***
                /Иосиф Бродский/

В прошлом те, кого любишь, не умирают!
В прошлом они изменяют или прячутся в перспективу.
В прошлом лацканы уже; единственные полуботинки
дымятся у батареи, как развалины буги-вуги.
В прошлом стынущая скамейка
напоминает обилием перекладин
обезумевший знак равенства. В прошлом ветер
до сих пор будоражит смесь
латыни с глаголицей в голом парке:
жэ, че, ша, ща плюс икс, игрек, зет,
и ты звонко смеешься: «Как говорил ваш вождь,
ничего не знаю лучше абракадабры».
*

  Лирические произведения не ограничиваются любовной историей. Пылкость чувств, как юношеские мечты, обречена на угасание. Но всё это живо в поэзии. Перечитывая строки, мы заново переживаем то, что испытывали когда-то, и нам кажется, что это так и есть сейчас. Или это как-то происходит по-другому? Слово за вами, поэты! Дерзайте!

  Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь. Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.

_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

 Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 40 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   
  2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Времени на голосование будет дано менее 2-х суток! Успевайте, друзья, будьте внимательны!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 11.00 ВОСКРЕСЕНЬЯ!!!  Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!

  И ещё... не стоит ожидать замечаний и советов на свои стихи от того, кому они просто не нравятся - и такое бывает. Помните, мы все разные. Не может всё всем нравиться, особенно по замыслу.

 И маленькое новое дополнение: пожалуйста, учитывайте чувства других участников и наших читателей, выбирая соответствующие символы и образы для самовыражения. Это касается в первую очередь религиозной тематики!
______________________

Иллюстрация: сюрреалистическая картина маслом Джошуа Флинта

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова